25.09.2008 | Служба новостей Росфирм
Большинство банков видят в малом и среднем бизнесе будущих крупных клиентов
Крупные российские компании давно поделены между кредитными учреждениями. Теперь последние обратили внимание на малый и средний бизнес (SMB) и готовы предоставить ему ресурсы для развития в надежде, что малые предприятия рано или поздно вырастут в крупные.Понимая, что главнейшая проблема растущего бизнеса - это отсутствие ресурсов, банки развивают программы кредитования и только потом предлагают предпринимателям такие продукты, как лизинг, овердрафт или депозиты. Учитывая растущую конкуренцию в сегменте «малого и среднего» кредитования, а также невозможность значительного снижения ставок из-за трудностей фондирования, финорганизации стараются сделать основной продукт «вкуснее» за счет индивидуального подхода или предложения специальных программ, направленных на удовлетворение определенных потребностей клиента.
Трудный, но привлекательный
Проблемы, с которыми сталкиваются банки в кредитовании некрупного бизнеса, известны всем участникам рынка - как берущим займы, так и дающим. Это и непрозрачность ведения бизнеса, и отсутствие достаточного залогового обеспечения. Также говорится о несовершенстве российского законодательства, слабо отражающего положение и статус предпринимателей. К этим, по сути, внешним причинам добавляется низкая финансовая грамотность руководителей компаний, которые не могут предоставить качественный бизнес-план и правильно составленную отчетность. Само собой, эти факторы значительно влияют на решение, принимаемое финансовыми организациями.
Но в борьбе за клиента все средства хороши. Пытаясь заполучить, а точнее, не потерять его и при этом не попасть впросак, кредиторы проявляют чудеса изобретательности. «Пока банки предоставляют предприятиям малого и среднего бизнеса небольшие суммы из-за высоких рисков кредитования либо повышают процентные ставки ввиду трудоемкости проработки заявок», - говорит начальник отдела кредитования юридических лиц управления кредитования ЗАО «Банк ВЕФК-Сибирь» Евгения Шейко.
Разумеется, терпеть неудобства финансовые организации готовы не только из-за ожидаемого чудесного превращения малых предприятий в прибыльных клиентов, которые перейдут на расчетно-кассовое обслуживание и откроют депозитный счет. Кредитование малых и средних компаний менее рискованно, чем работа с физическими лицами, и позволяет диверсифицировать портфель банка. «Малый и средний бизнес отличается большей дисциплинированностью, доля просроченной задолженности составляет в среднем по SMB один-три процента, по потребительскому кредитованию - пять-семь процентов. Такие займы надежнее для баланса, - считает директор регионального центра «Сибирский» КМБ-Банка Вячеслав Чехомов. - Если сравнивать кредитные портфели по продуктам SMB и небольшому количеству более крупных клиентов, то качество первого значительно выше. В случае с солидными корпоративными заемщиками невозврат одного может сделать проблемным весь портфель, в то же время качество кредитного портфеля SMB, даже при наличии финансовых трудностей у нескольких компаний, не снизится».
Сделать малый бизнес интересным для банка могут и сложившиеся отношения с розничными потребителями - физическими лицами, имеющими собственный бизнес. В этом случае программы кредитования малых и средних предприятий могут служить своеобразным якорем, который укрепит отношения сторон. Полный комплекс услуг таким клиентам готов предложить Новосибирский филиал BSGV, который в сентябре 2008 года запускает новые продукты.
От массовости к индивидуализации
Индивидуальный подход - незатейливая приманка для клиентов. Кроме очевидных выгод для бизнеса вроде возможности отсрочки платежа или индивидуального графика погашения ссуды в случае сезонной деятельности, такая нестандартизованность имеет преимущества и для самих кредитных организаций. Персональная работа позволяет снизить уровень просрочки, а также выдавать ссуды предприятиям, получившим отказ в других структурах. Опрошенные специалисты говорят, что готовы варьировать условия в зависимости от особенностей бизнеса, при этом речь идет как о разработке индивидуального графика платежей, так и о максимальной сумме кредита или взимаемых комиссиях.
Однако представители банков признают, что одного только кредитного эксперта, каким бы компетентным он ни был, для работы с сегментом SMB недостаточно. «SMB - непростой клиент, с ним приходится балансировать на грани взаимодействия с физическим лицом и крупным корпоративным клиентом, применяя как системы скоринга и экспресс-кредитования, так и индивидуальные подходы. Поэтому организациям, которые собираются предоставлять услуги малому и среднему бизнесу, предстоят значительные инвестиции в автоматизацию, технологии оценки кредитоспособности, а также построение филиальной сети, в которой будут предлагаться стандартизированные продукты», - считает директор управления развития продуктов малого и среднего бизнеса ОТП Банка Александр Кононов.
Банки смягчились
Что касается самих программ кредитования SMB, то в I полугодии 2008 года они претерпели значительные модификации. Ряд банков объявил об изменении подходов к обеспечению и увеличении максимальной суммы займа. Так, «УРАЛСИБ» и НОМОС-Банк готовы предоставить до 1,5 млн рублей без обеспечения, у других эта сумма ограничивается 1 млн. Условием предоставления кредита без залогового обеспечения в некоторых структурах является поручительство руководителя предприятия или учредителя. А в случае с формой регистрации ПБЮОЛ поручителем должен выступить член семьи. В качестве залога принимаются и товары в обороте, и приобретаемые внеоборотные активы: автотранспорт, оборудование, недвижимость.
Верхняя граница кредита увеличилась и зависит от программы и особенностей бизнеса. У разных банков она составляет от 3 до 75 млн рублей.
Еще одной тенденцией на рынке кредитования SMB стало появление специальных продуктов, направленных на конкретные потребности заемщиков. Например, у Промсвязьбанка есть отдельные программы для приобретения коммерческого транспорта и спецтехники, оборудования. А ОТП Банк, КБ «Белон» и КМБ-Банк предложили клиентам продукт «Бизнес-ипотека» - кредитование под залог жилой и коммерческой недвижимости.
Одним из нововведений нынешнего года стало предложение предпринимателям плавающих ставок, привязанных к показателям MosPrime, LIBOR или EURLIBOR. Такой продукт для корпоративных клиентов появился у УРСА Банка. Он позволяет сберечь на первых процентных платежах в среднем 1,5-2% от уровня фиксированных ставок, а дальнейшая экономия зависит от колебания межбансковских ставок. При их повышении экономия клиента будет меньше, при понижении - возрастет. Похожая программа есть и в линейке ОТП Банка: ставка по «Бизнес-ипотеке для SMB» составляет 13% годовых без комиссий на первые пять лет, на оставшийся срок предусматривается плавающая ставка - MOSPRIME6 + 8,3%, для валюты - еще дешевле.
В целом же оценить рынок услуг малому и среднему бизнесу сложно, так как многие финансовые институты предлагают индивидуальные условия для этой группы заемщиков, а основные критерии: сумма, срок кредита и наличие обеспечения - предполагают большой простор для вариаций.
Будем работать
Сегмент кредитования малого и среднего бизнеса банкиры признают конкурентным, но пока не достигшим западных показателей развития, и это позволяет говорить о его пока неограниченном потенциале. По мнению Александра Кононова, в ближайшее время банки будут конкурировать в сфере формирования выгодных продуктовых пакетов (например, кредит + РКО + инкассация), качества обслуживания (что невозможно не только без применения новейших методик обучения персонала, но и максимально полной автоматизации процессов кредитования и аналитики), а также дальнейшего упрощения процедуры предоставления кредита.
Борьба в сегменте будет усиливаться за счет более активного выхода на рынок дочерних структур западных банков, и это может стать проблемой для финансовых организаций, не имеющим доступа к «длинным» и дешевым финансовым ресурсам. Усилить позиции на рынке кредитования SMB смогут те федеральные и местные структуры, которые успеют построить региональные сети. Важным условием станут совместные программы с региональными и муниципальными органами исполнительной власти, а также юридическими лицами, образующими инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса, полагает Евгения Шейко.
Оценивая перспективы регионального рынка кредитования SMB, представители банков проводят аналогии с развитием рынка ипотечных кредитов в период бурного роста. Основными характеристиками рынка станет расширение продуктовой линейки и приход новых игроков.
http://www.expert.ru/
Другие статьи по теме
21.07.09 Падение промышленного производства в Новосибирской области ускорилось
13.07.09 Эксперты ожидают массовых банкротств строительных компаний
17.06.09 Просроченная кредиторская задолженность в Новосибирской области уже выше, чем в среднем по России
25.05.09 В Новосибирской области желающие взять ипотечный кредит получат до 300 тысяч рублей из бюджета
►Все статьи по теме