24.09.2008 | Служба новостей Росфирм

Защита интеллектуальной собственности - актуальный вопрос

Защита интеллектуальной собственности, в том числе товарного знака, сегодня весьма актуальный вопрос для многих компаний. Большинство сегментов рынка насыщено, а значит, охрана прав на средства индивидуализации (к которым и относится товарный знак) имеет особо важное значение.

Именно поэтому сейчас в судах все чаще рассматриваются дела конкурентов о незаконном использовании товарного знака.

Актуальный вопрос

По мнению маркетологов ведущих компаний, лучший вариант - добиться общеизвестности товарного знака

По мнению представителей различных компаний, вопрос о защите товарного знака - один из самых актуальных в настоящее время, особенно в сегменте товаров массового спроса. «Например, мы выпускаем более тысячи наименований молочных продуктов и напитков и обладаем портфелем торговых марок с национальной известностью, - рассказывает руководитель по внешним связям компании «Вимм-Билль-Данн« в регионах Урал, Сибирь и Дальний Восток Антон Калтыгин. - И, на мой взгляд, хотя защищать интеллектуальную собственность надо в любом сегменте рынка, наиболее остро вопрос защиты товарных знаков стоит для товаров массового спроса: косметика, парфюмерия, продукты питания, бытовая химия». С актуальностью данного вопроса согласна и ведущий юрист компании «Сибирский Берег» Олеся Беляева. «Актуальность сложно переоценить. Сегодня на рынке товаров и услуг очень много игроков, каждый из них стремится привлечь внимание потребителя, запомниться ему. Ведь от этого во многом зависит успешное существование. И вкладывая средства в свою будущую узнаваемость, а значит, в свое имя, товарный знак, компания, естественно, должна позаботиться, чтобы никто не смог в дальнейшем воспользоваться плодами ее трудов, - отмечает госпожа Беляева. - Например, если говорить о рынке снэков, то он и в России, и за рубежом достаточно насыщенный, поэтому «Сибирский Берег« очень серьезно подходит к вопросу охраны прав на торговые марки, под которыми реализуется наша продукция. Об этом можно судить по обширному портфелю объектов интеллектуальных прав. Еще на стадии разработки продукта специалистами нашей компании продумываются различные способы его правовой охраны, в том числе регистрируется товарный знак».

По словам и. о. заместителя руководителя управления - начальника отдела рекламы Новосибирского УФАС России Натальи Камневой, в Новосибирское УФАС в год поступает в среднем около 20 обращений по вопросам недобросовестной конкуренции. «Приблизительно 50% из них касается защиты права на интеллектуальную собственность, в том числе это обращения по использованию конкурентом на упаковках, в рекламе изображений, сходных до степени смешения с зарегистрированным в установленном законом порядке товарным знаком», - отмечает Камнева.

Сложности регистрации

Как отмечают в компаниях, регистрация своего торгового знака в Роспатенте - самый простой и действенный способ защитить интеллектуальную собственность компании. «Иначе в один прекрасный день даже после многолетних продаж вроде как своей марки к вам может прийти требование не только прекратить продажи, но и компенсировать упущенную прибыль, моральные издержки из-за плагиата. Причем это может быть не только ваш конкурент, а юридическая компания, для которой подобные иски - своеобразный бизнес. Зарегистрировать уже существующие на рынке, но незарегистрированные товарные знаки, и обратиться с претензией к не совсем юридически подкованному игроку с целью получить штраф или продать пользователю знака или даже конкуренту - вот работа подобных компаний, - говорит председатель совета директоров компании «Инмарко» Дмитрий Докин. - Конечно, после регистрации также можно столкнуться с определенными сложностями. Например, конкурент может зарегистрировать похожие на твой товарный знак слова. Так, у «Инмарко» есть зарегистрированный «Магнат», а «Русский холод» зарегистрировал похожие бренды: «Ньюмарка», «Маг», «Магнит«. Мы сначала активно боролись с подобными ходами и подавали иски, но затем поняли, что рынок достаточно положительно для нас воспринимает эти новации».

Тем не менее, как отмечает юрист агентства защиты интеллектуальных прав «Инко» Анна Войцехович, сложность регистрации товарного знака - серьезная проблема для многих компаний. «Товарных знаков можно зарегистрировать много, но не бесконечное количество в силу ограничений, предусмотренных законодательством. Зачастую компания подает заявку на регистрацию, а оказывается, что подобное название или изображение уже есть, в таком случае в регистрации будет отказано, - рассказывает Анна Войцехович. - Еще одна проблема - долгие сроки регистрации. После подачи заявки в Роспатент проходит от 12 до 18 месяцев. Стоимость регистрации - не менее 30 тысяч рублей».

Однако, по мнению Олеси Беляевой, хотя процедура регистрации товарного знака может показаться достаточно сложной и дорогостоящей, она, безусловно, того стоит. «Регистрация товарного знака позволяет запрещать использование без разрешения правообладателя сходных или тождественных обозначений (торговых марок) в отношении аналогичных товаров, если в результате такого использования возникает вероятность смешения, - говорит Беляева. - Для охраны товарных знаков некоторые предприятия в отдельных случаях используют и регистрацию промышленных образцов. Промышленный образец - это по сути внешний вид изделия. Так, например, в качестве промышленного образца компания «Кока-Кола» регистрирует внешний вид практически всех бутылок для своих напитков, а «Сибирский Берег« - внешний вид упаковок своей продукции».
«Еще одна проблема - неправильная регистрация товарного знака. Здесь очень много аспектов, которые зачастую не может решить штатный юрист компании или маркетолог, - продолжает Анна Войцехович. - И при решении спорных вопросов юристам приходится собирать большую доказательную базу, решать множество проблем, которых можно было бы избежать. Поэтому компании проще изначально подумать и зарегистрировать товарный знак с помощью специалиста. Ведь товарный знак регистрируется сроком на 10 лет с правом продления».

Как защищать

Несмотря на то что сегодня все больше компаний своевременно предпринимают действия по регистрации товарного знака, случаи подделки продукции известных фирм очень распространены. И поэтому компаниям приходится предпринимать действия по защите своей интеллектуальной собственности. Как отмечают участники рынка, защита товарного знака требуется в основном по трем причинам: появление еще одного правообладателя (если, например, кто-то раньше зарегистрировал схожий товарный знак), фальсификация продукта и истечение срока регистрации товарного знака.

«Наша компания периодически сталкивается с проблемой защиты своих товарных знаков от лиц, пытающихся незаконно их использовать, - рассказывает Олеся Беляева. - Мы справляемся с подобными случаями благодаря продуманной системе охраны интеллектуальных прав. Так, благодаря наличию зарегистрированных товарных знаков мы сумели защитить свои права при появлении на рынке снеков сухариков «Кириюшки» и «Кереёшки» в Краснодарском крае, сухариков «Путяшки» в Алтайском крае, сухариков «Путинки« в Омске».

С этим утверждением согласен и Антон Калтыгин. «Для того чтобы изначально защитить свой товарный знак, надо подать заявку в Роспатент на него и промышленный образец. И если ответственно подойти к разработке товарного знака, чтобы он действительно был новым и оригинальным и обладал хорошей различительной способ-ностью, дальнейшая защита будет несложной, - отмечает Калтыгин. - Также можно создавать специальные подразделения юридической службы или иметь в штате специалистов, занимающихся вопросами защиты нематериальных активов. Как правило, они есть в большинстве компаний - владельцев портфелей известных марок, со значительными рекламными бюджетами».

«Конечно, есть определенные юридические процедуры, надежно защищающие товарный знак. Наличие в компании грамотных юристов и патентоведов значительно упрощает данную работу, - заключает директор по корпоративным коммуникациям компании «Юнимилк« Павел Исаев. - Но лучший вариант - добиться общеизвестности товарного знака. Это сделать не так просто, нужны большие вложения в маркетинг и различные социологические исследования. Но если определенный товарный знак состоится в качестве общеизвестного, защищать его будет очень просто, а регистрация любых подобных знаков будет просто невозможна».

Ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции» не допускает недобросовестную конкуренцию, в том числе продажу, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг. Кроме того, не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

В соответствии со статьей 1225 ГК РФ к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации относятся результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью): произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.

В соответствии с ч. 7 ст. 1252 ГК РФ в случаях, когда нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными настоящим Кодексом, так и в соответствии с антимонопольным законодательством.

ЮЛИЯ ПОЛУНИНА
www.sibpress.ru